Полезные советы

1. Несколько советов для успешной адаптации ребёнка в детском саду

Расставанию надо учиться

С научной точки зрения поступление в детский сад – это стресс, к которому детский организм должен адаптироваться. Время адаптации каждого ребенка может быть различным – от 20 дней до 2-6-месяцев.

Исследования показывают, что в первые годы жизни дети при расставании с мамой испытывают настоящий стресс. Биение сердца учащается, их программа выживания сигнализирует: опасность! С огромной энергией малыши мобилизуют все

свои резервы, чтобы удержать неверную – ползут за ней, плачут, цепляются. Это древнейшая уловка природы: такое поведение пробуждает в нас охранительный инстинкт, заставляет оставаться с крохой, повсюду носить его с собой, редко отдавать в чужие руки.

Однако, как это ни тяжело для матери и ребенка, но расставания неизбежны. Увидев, что мамы нет рядом, ребенок испытывает глубокое беспокойство, не зная, вернется ли она когда-нибудь. Конечно, сперва они будут пытаться не отпускать нас – это нормально. Ведь мы для них олицетворяем дом, который дает им защиту, в котором они получают все необходимое. Но даже самые маленькие дети могут переносить разлуку, просто нам надо поддержать их, помочь им.

При первой встрече с воспитателем мама должна быть рядом, чтобы ребенок смог в спокойной обстановке проникнуться доверием к новому человеку. И чтобы у того было время приноровиться к своему подопечному. Помните, что детям требуется какое-то время для привыкания к чужому. После такой ознакомительной фазы вам тоже будет легче оставлять своего маленького ребенка.

Проследите за собой и по возможности скорректируйте собственное поведение и речь. Если в ваших разговорах на тему детского сада преобладают высказывания типа: «Какой ужас!», а ребенок это слышит, то будьте уверены, что закладываете это в фундамент его еще не сложившихся и неосознанных переживаний, связанных с садиком.

Не устраивайте бесконечных сцен прощания. Если вначале расставание дается с большим трудом, то желательно не отводить ребенка в детский сад самой, а поручить это еще кому-нибудь, например, отцу.

Когда дети чувствуют нашу решимость, никакой особенно драмы обычно не бывает. Полезными в этой связи – для детей и для нас — могут быть некие ритуалы, повторяющиеся при каждом уходе. Даже младенцам они дают некое чувство уверенности, облегчают им разлуку, хотя они и не понимают наших слов и не могут себе представить, как долго мама будет отсутствовать. И это еще одно обстоятельство, из-за которого маленькие дети трудно переносят разлуку: у них пока еще нет чувства времени. Надо разделить время пребывания в детском саду на кусочки, понятные ребенку, на которые он сможет ориентироваться: «После еды ты поспишь, а когда проснешься, я уже буду здесь». Такие утешители, как любимый мишка или машинка помогают малышам справиться с огорчением. Если мы потом возвращаемся к ребенку в точно назначенный срок – все в порядке.

Оставляя ребенка в группе до вечера, помните, что в эти дни он очень устает, бывает перегружен впечатлениями, с пониманием относитесь к его «необоснованным», на ваш взгляд, капризам и просьбам. Он может попроситься на руки, может отказаться сам кушать, побоится засыпать один, или часто будет просыпаться ночью и звать маму. Не волнуйтесь – это следствие усталости и тоски по маме. Пойдите ему на встречу, не сердитесь и не раздражайтесь. Замечательно, если при встрече ребенок будет чувствовать, как вы ему рады. Важно найти время на то, чтобы приласкать его, поиграть с ним. Помните: малышу намного тяжелее, чем вам. Поэтому ему так нужна ваша помощь.

2. Как лучше понять ребёнка

Вечная детская мудрость.

  1. Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
  2. Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
  3. Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что я просто хочу, что бы вы постоянно мной занимались.
  4. Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне чересчур много внимания.
  5. Не позволяйте моим дурным привычкам привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит меня на их продолжение.
  6. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
  7. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
  8. Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто расстроить вас. А то затем я попытаюсь достичь еще больших «побед».
  9. Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
  10. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
  11. Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
  12. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить — это поколеблет мою веру в вас.
  13. Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.
  14. Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
  15. Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
  16. Никогда, даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
  17. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею буквально это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
  18. Если вы мне говорите, что любите меня, а потом просите что-то сделать для вас, я думаю, что нахожусь на рынке. Но тогда я с вами буду торговаться и, поверьте — я окажусь с прибылью.
  19. Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки — смертный грех. Я имею право делать ошибки, исправлять их и извлекать из них уроки. Но если вы будете меня убеждать, что я ни на что не годен, то в будущем я, вообще, буду бояться что-то делать, даже зная, что это правильно.
  20. Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я, как и вы, учусь на собственном опыте.
  21. Не забывайте, я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
  22. Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится намного слабее. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги, но поговорите со мной об этом несколько позже.
  23. Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
  24. Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.
  25. Я хочу быть уверенным, что родился от вашей любви друг к другу, а не только от сексуального удовольствия. Ссоры между вами подтверждают мои самые страшные опасения
  26. Если я вижу, что вы любите больше брата или сестру я вам не буду жаловаться. Я буду просто нападать на того, кому вы больше уделяете внимание и любви. В этом я вижу справедливость.
  27. Мне уже сейчас интересен противоположный пол. Если вы это будете игнорировать и не объясните, как мне поступать, и что мне делать со своими чувствами, то мне об этом расскажут мои сверстники и старшие ребята. Будет ли вам от этого спокойно?
  28. Объясните, почему я должен ценить свое тело как великую ценность. Но если при этом я не пойму, почему я должен слушать и следовать голосу своей совести, то свое тело я буду использовать только для наслаждения без каких-либо ограничений.
  29. Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я, вообще, перестану задавать их вам и буду искать информацию где-то на стороне.
  30. Я чувствую, когда вам трудно и тяжело. Не прячьтесь от меня. Дайте мне возможность пережить это вместе с вами. Когда вы доверяете мне — я буду доверять вам.
  31. Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Для меня важнее то, как мы его проводим.
  32. Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.
  33. Будьте внимательны, когда в моей жизни наступает время большей ориентации на сверстников и старших ребят. В это время их мнение для меня может быть важнее вашего. В этот период я отношусь к вам более критически и сравниваю ваши слова с вашими поступками.
  34. Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я стану ваши другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.
  35. Мне важно знать от вас что правильно, а что нет. Но более всего мне важно увидеть в ваших поступках подтверждение того, понимаете ли вы сами что правильно, а что нет.

3. Что нужно знать и уметь ребёнку, поступающему в школу

  1. Своё имя, отчество и фамилию.
  2. Свой возраст (желательно дату рождения).
  3. Свой домашний адрес.
  4. Свой город и его главные достопримечательности.
  5. Страну, в которой живёт.
  6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
  7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки о временах года).
  8. Домашних животных и их детёнышей.
  9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.
  10. Транспорт наземный, водный, воздушный.
  11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
  12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
  13. Знать великих русских поэтов и писателей: А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, С.А.Есенина, Ф.И.Тютчева и других, а также некоторые их произведения для детей.
  14. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
  15. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая-левая сторона, верх-низ и т.д.)
  16. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке.
  17. Запомнить и назвать 6-10 предметов, картинок, слов.
  18. Различать гласные и согласные звуки.
  19. Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов по количеству гласных звуков.
  20. Определять количество и последовательность звуков в словах типа «мак», «дом», «суп», «дубы», «сани», «зубы», «осы».
  21. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).
  22. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
  23. Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10.
  24. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать в течение 30-35 минут.
  25. Сохранять прямую, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

 

4. СОВЕТУЮТ МЕДИКИ:

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ПРИВИВКАХ

ДО ПРИВИВКИ:

При наличии у ребёнка аллергических расстройств (диатез и др.) рекомендуется применять Супрастин для профилактики обострения аллергии в течение 2 дней до прививки и 2 дней после.

Если вы это ещё не сделали, купите детские жаропонижающие с парацетамолом на случай повышения температуры.

Не вводите новый прикорм или новые виды пищи. Если ребёнок находится на грудном вскармливании — не вводите в свой рацион новые продукты.

Не забудьте принять Супрастин, который назначил врач.

Если у вас есть прививочный сертификат, в который вносятся сделанные прививки, возьмите его с собой.

Обязательно возьмите с собой любимую игрушку или пелёнку ребёнка.

Убедитесь совместно с врачом, что у ребёнка нет повышения температуры. Это является единственным универсальным противопоказанием к проведению прививки.

ПОСЛЕ ПРИВИВКИ:

Посидите в течение 20-30 минут неподалёку от кабинета. Во-первых, это поможет успокоиться, во-вторых — позволит быстро оказать помощь в случае возникновения немедленных аллергических реакций на прививку.

Следите за температурой тела ребёнка. Чаще всего температурные реакции на инактивированные вакцины (АКДС и другие) возникают в первые сутки после прививки. Старайтесь, чтобы температура не поднималась выше 38,5ºС.

Не забывайте о том, что суточная дозировка парацетамола не безгранична.

Принимайте Супрастин для профилактики аллергических расстройств и для того, чтобы уменьшить дозу парацетамола.

Если была проведена проба Манту — старайтесь, чтобы вода не попадала на место постановки пробы. Не забывайте, что пот — это тоже жидкость, поэтому следите за тем, чтобы ручка ребёнка не потела.

КАЛЕНДАРЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВОК РОССИИ

КАЛЕНДАРЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВОК РОССИИ

АААПЧХИИ… НЕМНОГО О ПРОСТУДЕ

Зима — опасное время, время появления и развития ОРЗ, ОРВИ или, попросту говоря, простуды.

«Три дня она приближается, три дня она здесь, три дня ей нужно, чтобы уйти» — гласит немецкая поговорка. Ещё говорят: «Если её лечить, то чтобы выздороветь, нужны неделя, а если не лечить — семь дней». В общем, несмотря на большие успехи медицины в разных областях, ей до сих пор не удалось искоренить самую распространённую болезнь — простуду.

Простудные заболевания настигают тех, кто редко бывает на свежем воздухе, мало двигается и прнебрегает закаливанием. Не удивительно, что закутанные дети часто простужаются.

Чаще всего, виновны в появлении простуды вирусы. Их насчитывается сотни видов. И именно в этом заключается проблема. Даже если удастся создать лекарство, которое обезвредит один из вирусов, их всё равно останется сотни видов.

Закаливание — лучший способ избежать простуды и детям, и взрослым. Самый лёгкий способ закаливания — это обливание ног, которое надо делать ежедневно. Начните закаливание с температуры воды +37ºС. Через 3-5 дней уменьшите её на градус, ещё через 3-5 дней — снова на один градус. И так каждые 3-5 дней снижайте температуру воды до тех пор, пока ребёнок не привыкнет к холодной температуре воды из-под крана. Если к этому добавить и обливание прохладной водой, то ребёнок не будет подвержен ОРВИ, а если и заболеет, скажем гриппом, то перенесёт болезнь легко.

Большинство возбудителей ОРВИ, в том числе и вирус гриппа, проникают в организм через слизистую оболочку носоглотки. Также он сохраняется и на коже рук, после того как больной человек почесал свой нос. Поэтому, если человек брался за дверную ручку или телефонную трубку, которую держал больной, то можно считать, что он стал кандидатом в великую армию генерала Апчхи.

Меры профилактики простудных заболеваний: при опасности заражения закапывайте в нос интерферон, гриппферон или смазывайте слизистую оболочку носоглотки оксолиновой мазью; несколько раз в день мойте руки тёплой водой с мылом; дома и на работе пользуйтесь дезинфицирующими средствами; соблюдайте режим дня, не пренебрегайте сном; питайтесь разнообразной полноценной пищей (осень и зима — это не время для диет).

Свежий воздух — прекрасное средство лечения всех лёгочных заболеваний. В ваших домах форточки в комнате больного должны быть чаще открыты. Микробы очень боятся чистого воздуха.

Обратите внимание на две распространённые ошибки в лечении простудных заболеваний. Во-первых, вирусные заболевания не лечат антибиотиками. Они не оказывают на них абсолютно никакого действия. Антибиотиками лечат бактериальные заболевания, а не вирусные. Во-вторых, не снижайте температуру, если в прошлом у ребёнка не было судорог на фоне её повышения. У маленьких детей до +38,5ºС температуру вообще не снижайте, а у старших детей и у взрослых её не нужно снижать и при повышении до +39,5ºС. При повышении температуры происходит приостановка размножения вируса и выработка защитных антител. Снижая температуру, вы приглашаете вируса чувствовать себя в больном организме как дома.

Соблюдайте все советы, и простуда не вызовет осложнений, а может и обойдёт ваш дом стороной.

Здоровья Вам и Вашим детям!

Ю.А.Морданов,

заместитель главного врача, педиатр,

детский кардиолог,ассистент кафедры фармакологии КГМА

5. О разработке Федерального государственного стандарта дошкольного образования…

Информация для родителей о разработке Федерального государственного стандарта дошкольного образования

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Закон «Об образовании в Российской Федерации», который закрепляет дошкольное образование в качестве отдельного уровня общего образования. Новый статус предусматривает разработку Федерального государственного стандарта дошкольного образования — впервые в истории российского образования. Разработчики называют его «стандарт поддержки разнообразия детства». Что стоит за этими словами? И как изменится жизнь детей, родителей и воспитателей.

Зачем нужен ФГОС дошкольного образования?

— Стандарт — это требование нового закона об образовании, в котором дошкольное образование признано уровнем общего образования. Сегодня действуют Федеральные государственные требования (ФГТ) к дошкольному образованию, которые состоят из двух частей: требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и требований к условиям её реализации. В стандарте появятся требования к результатам, но это не означает, что выпускникам детских садов придётся сдавать экзамены!

Никакой итоговой аттестации не будет, это норма закона. При этом с помощью мониторинговых исследований на разных этапах можно и нужно будет фиксировать уровень развития ребёнка, чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители понимали, над чем работать дальше. Внимание к стандарту будет, более пристальным, потому что дошкольное детство — это тот период жизни ребёнка, когда семья проявляет к нему максимальный интерес. И это положительный момент — чем больше заинтересованных людей будет участвовать в обсуждении проекта стандарта дошкольного образования, тем лучше.

Что нового ожидает дошкольное образование в ближайшем будущем?

В настоящее время начато общественное обсуждение проекта нового закона Российской Федерации «Об образовании», в котором глава 11 полностью посвящена дошкольному образованию. Чем предлагаемый законопроект принципиально отличается от действующего Закона?

Во-первых, дошкольное образовательное учреждение из «камеры хранения» ребенка реально превращается в образовательную организацию, в которой реализация основной образовательной программы дошкольного образования сопровождается осуществлением присмотра и ухода за воспитанниками, включая организацию их питания и режима дня.

Во-вторых, все дети предшкольного возраста должны быть обеспечены возможностью получения дошкольного образования.

В результате принимаемых мер должна измениться организационно-правовая форма дошкольных учреждений, создан сектор автономных некоммерческих организаций. Планируется, что будут развиваться частные дошкольные организации. Внедрение нормативно — подушевого механизма оплаты услуг предоставит родителям возможность выбора между муниципальными и частными учреждениями и организациями, оказывающими услуги дошкольного образования.

Стимулирование конкуренции в дошкольном образовании и введение системы муниципального заказа на услуги дошкольного образования выведет на первый план качество образовательной услуги, которое напрямую будет зависеть от понимания каждым детским садом своего места в системе непрерывного образования.