Сенситивные периоды

Сенситивными периодами называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности; к способам эмоционального реагирования, поведения вообще и т. д. — вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе некоторого внутреннего импульса и в течение некоторого узкого промежутка времени. В соответствии с «космическим планом» развития, сенситивные периоды служат тому, чтобы ребенок имел принципиальную возможность приобрести внутренне необходимые ему знания, умения, способы поведения и т. д.

Человеку никогда более не удается так легко овладеть некоторыми знаниями и умениями, так радостно научиться чему-либо, как в соответствующий сенситивный период. Сенситивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно — независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей.

Взрослый извне не может повлиять на время возникновения и длительность сенситивных периодов.

Но, по мнению М. Монтессори, любой взрослый может, а точнее обязан:

  • знать о существовании таких периодов в развитии ребенка, знать их особенности, поскольку в противном случае рискует посвятить свою жизнь борьбе с естеством ребенка, которую искренне считает педагогикой;
  • наблюдать, замечать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания того или иного сенситивного периода, что необходимо для точной оценки актуального уровня развития ребенка;
  • предвидеть наступление следующего сениситивного периода и подготовить соответствующую окружающую среду (дидактический материал), чтобы ребенок имел то, в чем особенно нуждается в данный момент.

С этой точки зрения подготовленная Монтессори-среда является оптимальным решением вопроса — в ней вокруг ребенка всегда есть все, что ему может понадобиться для реализации любых его познавательных интересов.

Сенситивных периоды характеризуются следующими особенностями:

  • — универсальностью, т. е. возникают в ходе развития у всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т. д.
  • — индивидуальностью, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка.

Отсюда выглядит дикой сама идея фронтального подхода к обучению детей (особенно в возрасте до 6 лет), а также наличие всех образовательных программ, помимо индивидуальных: во-первых, биологический возраст 5 лет отнюдь не означает, что ребенок психологически соответствует этому возрасту; во-вторых, среднестатистические сроки начала и динамика протекания некоего сенситивного периода совершенно не гарантирует, что каждый ребенок проходит его именно в таком режиме.

Протекание каждого сенситивного периода характеризуется:

  • — Более или менее медленным (пологим) началом, которое заметить довольно трудно, если не предполагать возможность его наступления и не работать с ребенком в «зоне его ближайшего развития»;
  • — Этапом наибольшей интенсивности (точкой максимума или плато), который наблюдать наиболее просто;
  • — Более или менее медленным (пологим) спадом интенсивности. Некоторые сенситивные периоды протекают примерно в одно и тоже время, но имеют наивысшую интенсивность в разные возрастные моменты.

М.Монтессори выделила и описала следующие четыре сенситивных периоды в развитии детей от 0 до 6 лет:

  • — Сенситивный период развития речи;
  • — Сенситивный период утончения чувств;
  • — Сенситивный период утончения движений;
  • — Сенситивный период восприятия порядка.

В заключение, отметим: взрослым необходимо знать, что ребенок никогда уже не будет учиться чему-либо с такой легкостью, как в соответствующий сенситивный период своего развития.

Сенситивные периоды универсальны и индивидуальны одновременно, поэтому особую роль в отслеживании хода развития ребенка играет искусство наблюдения.

Знания о времени наступления основных сенситивных периодах, необходимо устроить для ребенка возможность упражнять свои органы чувств, навыки социальной жизни, речи и т. д.

«Подготовленная среда» и дидактический материал Монтессори, таким образом, не являются чем-то искусственным, а создают оптимальные условия для естественного хода развития каждого (уникального и неповторимого!) ребенка.