Сензитивными периодами называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности; к способам эмоционального реагирования, поведения вообще и т. д. – вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе некоторого внутреннего импульса и в течение некоторого узкого промежутка времени. В соответствии с “космическим планом” развития, сензитивные периоды служат тому, чтобы ребенок имел принципиальную возможность приобрести внутренне необходимые ему знания, умения, способы поведения и т. д.
Человеку никогда более не удается так легко овладеть некоторыми знаниями и умениями, так радостно научиться чему-либо, как в соответствующий сензитивный период. Сензитивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно – независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей.
Взрослый извне не может повлиять на время возникновения и длительность сензитивных периодов.
Но, по мнению М. Монтессори, любой взрослый может, а точнее обязан:
- знать о существовании таких периодов в развитии ребенка, знать их особенности, поскольку в противном случае рискует посвятить свою жизнь борьбе с естеством ребенка, которую искренне считает педагогикой;
- наблюдать, замечать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания того или иного сензитивного периода, что необходимо для точной оценки актуального уровня развития ребенка;
- предвидеть наступление следующего сениситивного периода и подготовить соответствующую окружающую среду (дидактический материал), чтобы ребенок имел то, в чем особенно нуждается в данный момент.
С этой точки зрения подготовленная Монтессори-среда является оптимальным решением вопроса – в ней вокруг ребенка всегда есть все, что ему может понадобиться для реализации любых его познавательных интересов.
Сензитивных периоды характеризуются следующими особенностями:
- – универсальностью, т. е. возникают в ходе развития у всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т. д.
- – индивидуальностью, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка.
Отсюда выглядит дикой сама идея фронтального подхода к обучению детей (особенно в возрасте до 6 лет), а также наличие всех образовательных программ, помимо индивидуальных: во-первых, биологический возраст 5 лет отнюдь не означает, что ребенок психологически соответствует этому возрасту; во-вторых, среднестатистические сроки начала и динамика протекания некоего сензитивного периода совершенно не гарантирует, что каждый ребенок проходит его именно в таком режиме.
Протекание каждого сензитивного периода характеризуется:
- – Более или менее медленным (пологим) началом, которое заметить довольно трудно, если не предполагать возможность его наступления и не работать с ребенком в “зоне его ближайшего развития”;
- – Этапом наибольшей интенсивности (точкой максимума или плато), который наблюдать наиболее просто;
- – Более или менее медленным (пологим) спадом интенсивности. Некоторые сензитивные периоды протекают примерно в одно и тоже время, но имеют наивысшую интенсивность в разные возрастные моменты.
М.Монтессори выделила и описала следующие четыре сензитивных периоды в развитии детей от 0 до 6 лет:
- – Сензитивный период развития речи;
- – Сензитивный период утончения чувств;
- – Сензитивный период утончения движений;
- – Сензитивный период восприятия порядка.
В заключение, отметим: взрослым необходимо знать, что ребенок никогда уже не будет учиться чему-либо с такой легкостью, как в соответствующий сензитивный период своего развития.
Сензитивные периоды универсальны и индивидуальны одновременно, поэтому особую роль в отслеживании хода развития ребенка играет искусство наблюдения.
Знания о времени наступления основных сензитивных периодах, необходимо устроить для ребенка возможность упражнять свои органы чувств, навыки социальной жизни, речи и т. д.
“Подготовленная среда” и дидактический материал Монтессори, таким образом, не являются чем-то искусственным, а создают оптимальные условия для естественного хода развития каждого (уникального и неповторимого!) ребенка.