Система марии Монтессори
На сегодняшний день система Марии Монтессори – одна из самых востребованных методик развития ребенка. Развитие детей по методике Монтессори – это свобода и дисцплина, увлекательная игра и серьезная работа одновременно.
Свою педагогическую методику Мария Монтессори называла системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде.
Системе М. Монтессори более 100 лет, но очень долгое время книги М. Монтессори были недоступны в нашей стране. Педагогическая система М. Монтессори стала известна у нас только в 90-е годы. В настоящее время в России открыто много различных центров и детских садов, обучающих детей по методике Монтессори.
История
Мария Монтессори (31.08.1870 – 06.05.1952) – первая женщина – врач в Италии, ученый, педагог и психолог.
В 1896 году, работая детским врачом в клинике, Мария обратила внимание на умственно отсталых детей, которые бесцельно бродили по коридорам заведения и ничто не могло их занять.
Наблюдая за несчастными, Мария пришла к выводу, что эти дети в свое время не имели стимулов к пазвитию, и что каждому ребенку нужна специальная развивающая среда, в которой он смог бы наити что-то интересное для себя.
Монтессори взялась за изучение педагогики и психологии и создала свои методы развития и воспитания детей. Впервые система, созданная М. Монтессори была использована в “Доме ребенка”, открытом ею 6 января 1907 года в Риме. Наблюдая за детьми, Мария методом проб и ошибок постепенно разработала сенсорные материалы, вызывающие и стимулирующие у детей интерес к познаниям.
С 1909 года педагогика Монтессори и её книги начали распространяться во многих странах мира. В 1913 году система стала известна в России. А с 1914 года во многих русских городах были открыты детские сады Монтессори. Но спустя 10 лет большевики закрыли эти детские сады. Только в 1992 году система М. Монтессори вернулась в Россию.
Суть метода
В уникальной системе самовоспитания и саморазвития маленьких детей основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и мелкой моторики. В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребёнок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. “Соревнуясь” только с самим собой ребенок приобретает уверенность в собственных силах и полностью усваивает изученное.
Главный принцип системы М. Монтесори – “Помоги мне сделать это самому!” Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть свои природные способности.
Дети, занимающиеся по системе М. Монтессори, растут любознательными и открытыми для получения глубоких и разносторонних знаний. Они проявляют себя как свободные, независимые личности, умеющие найти свое место в обществе.
Основные идеи развития детей по системе М. Монтессори
Методика основана на следующих положениях:
- Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник.
- Ребенок – сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.
- Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети становятся учителями, при этом они учатся заботиться о других, а младшие тянуться за старшими.
- Дети принимают самостоятельные решения.
- Занятия проходят в специально подготовленной среде
- Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.
- Полноценное саморазвитие – это следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.
- Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.
- Уважение к детям – отсутсвие запретов, критики и указаний.
- Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.
Таким образом, всё и вся в системе М. Монтессори стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем. Задача педагога в системе Монтессори – развитие детей, помощь в организации их деятельности для реализации потенциала. Взрослый предлагает ровно столько помощи, сколько нужно для того, чтобы у ребенка появилась заинтересованность.